Читай новости Шатуры в Telegram

Сетевое издание "Ленинская Шатура"

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

воскресенье, 19 сентября

пасмурно+3 °C

Крафт-пространство «Матрешка»

27 июля 2021 г., 12:47

Просмотры: 642


Еще несколько лет назад продукция шатурской фабрики матрешек продавалась в 62 странах мира.

Партнерские отношения рухнули в одночасье, как только ВОЗ объявил о пандемии. Однако сувенирная фабрика не исчезла. Большим подспорьем для ее коллектива оказалась своевременная государственная поддержка.

Как выживали, какие уроки извлекли и что планируется на будущее - об этом мы говорили с Алексеем Турукиным, руководителем фабрики.


Семейный бизнес

- Фабрика по производству сувенирной продукции - это наш семейный бизнес. Уже много лет мы работаем здесь  с родителями и братом, - говорит предприниматель. - Существует компания порядка 20 лет. А начиналась она так. В начале 90-х мои родители с огромным удивлением узнали по какой космической цене продаются матрешки. Воскресив в памяти все свои навыки в области изобразительного искусства, они сделали несколько матрешек, и у них их купили по цене равной месячной зарплате инженера Лазерного Центра. На следующий день они уволились с официальной работы и вдвоем занялись росписью матрешек, - говорит мой собеседник.

Алексей включился в эту работу, еще учась в 10-ом классе. Свой вклад внес тем, что создал интернет-платформу  и начал активно искать оптовых клиентов. Покупатели не заставили себя долго ждать.  Через считанные недели  посыпались первые заказы из-за границы. И для школьника это было настоящим коммерческим шоком.

- Когда мы вышли на зарубежные продажи, - говорит Алексей, - у нас уже был сформированный костяк художников и каждый из них рисовал что-то свое, индивидуальное. Поэтому наша мастерская способна была предложить широкий ассортимент: цветы, пейзажи, сюжеты и пр.

- Кто и какая страна стала вашим основным заказчиком?

- Русские эмигранты в Америке, они открывали собственные магазины, наполняли их продукцией. Наши матрешки им пришлись очень кстати.


Как фабрика искала место жительства

- Значит, вам долгое время сопутствовала удача?

- Да, мы активно развивались. Сначала ютились в 20-метровой арендованной комнатушке на ул. Нариманова, потом перебрались в комнату чуть большего размера. А как только появилась возможность (стало больше художников и больше заказов), взяли кредит и переехали в трехкомнатную квартиру жилого дома на ул. Радченко. В своем производстве мы используем экоматериалы, абсолютно безвредные для окружающих, а потому никаких хлопот у соседей с нами не было.

Следующим этапом была покупка двухэтажного здания на Войкова, бывшей «Росинки». Но лет через пять стало понятно, что мы там абсолютно не вмещаемся. А так как амбиции к росту имелись, требовалось более просторное помещение. С этим вопросом я пошел к главе района. Но все, что было доступно тогда в Шатуре для участия в аукционе на продажу, это медвытрезвитель, мастерские по труду школы №5 и здание  на Красноармейской, где мы сейчас и находимся. Изначально здесь планировался банно-прачечный комплекс на 100 человек.

Первые два варианта нам не подошли по причине территориальной расположенности, а третий - вообще казался неприемлемым. Ведь это было здание, наполненное мусором, без окон и дверей, без единой коммуникации. Мы собрали семейный совет, прикинули все за и против и  решили рискнуть. Здание приобрели, в 2018 году  переехали, и началась наша строительная эпопея на общей площади 2 700 кв. м. Чтобы это выглядело, как сейчас выглядит, вложили немало и сил, и здоровья. Провели коммуникации, затем  грубый ремонт,  потом средний и вот  уже -  интерьерный.

- А как же само производство сувенирной продукции? Оно было приостановлено?

- Производство мы сразу перенесли сюда, отведя под мастерскую площадь порядка 200 кв. м. Сначала все ремонтные работы были проведены под нее, лакировочное и другие вспомогательные помещения.


Меры по спасению

- Ваши планы рухнули из-за пандемии...

- Когда началась пандемия, наша отрасль одной из первых ощутила, что спроса больше нет.  А ведь мы успели наладить к тому времени очень серьезные партнерские отношения с большим количеством дьюти фри, торговыми сетями в Москве и на Дальнем Востоке, было много мелко-оптовых покупателей. Резюмирую: за 7 лет мы установили контакты с представителями 62 стран, и они отвалились сразу и все.

- Какие действия по спасению своей фабрики стали предпринимать?

- Конечно, у нас возникла небольшая паника, но решение мы все же нашли. задействовали все маркетплейсы: Wildberries, Oson, AliExpress  и других менее известные, но не менее масштабные  и начали продавать в розницу, хотя это совершенно не наша тема и мы не любим работать с  розницей. Наш покупатель оптовый, мы к нему привыкли, но пришлось перестроиться.

Бесспорным плюсом нашего производства стал сектор портретных матрешек. Он тоже чуть-чуть просел, но не существенно. Мы делаем корпоративные матрешки разных тиражей  для огромных компаний, в том числе государственных, таких как РЖД, «Роскосмос» и пр.

Самое главное надо было сделать так, чтобы люди остались работать и получать зарплату. Мы не могли  позволить растерять этот коллектив. Самый ценный ресурс фабрики - это наши художники, которые сочетают в себе творческий талант,  усидчивость и точность.

- Насколько я знаю, вы одним из первых воспользовались государственной поддержкой, которую правительство стало оказывать предпринимателям по горячим следам.

 - Да, мы  воспользовались государственным займом  по условиям которого обязаны были сохранить рабочие места сотрудников в течение года. Мы выполнили все условия, выплачивали сотрудникам зарплату из заемных средств, и это создало на предприятии атмосферу боевого духа. Это была очень своевременная мера поддержки, и через год заем в виде  кредитного долга исчез со счета нашего предприятия .

- Пользовались ли вы еще какими-то мерами поддержки?

- Да, совершенно неожиданно узнаю, что среди прочих мер поддержки министерство инвестиций  и инноваций Московской области  проводит конкурс на получение субсидий предпринимателям, занятых в таких сферах, как воспитание детей, народные промыслы, помощь инвалидам и т.д. Эта субсидия направлена на компенсацию расходов, связанных с покупкой сырья, расходных материалов, проведением текущего ремонта и пр. Максимальная сумма, которую можно получить в качестве безвозвратной субсидии, - 2 млн. рублей, что покрывает 85 процентов  всех затрат. Все думали, что получить дополнительные средства, просто  нереально. Но я решил попробовать, собрал определенное, прямо скажем, небольшое количество документов, отправил заявку в мининвест.  

И мы ее получили. Благодаря субсидии предприятие покрыло расходы на приобретение деревянных заготовок, которые в большом количестве мы закупаем  в Нижнем Новгороде.  Именно там есть достаточное количество липы и обученных токарей. Мы приняли решение - самим заготовки не производить, а покупать их там, это экономически целесообразно.

- Программа модернизации производства позволила нам воспользоваться следующей мерой поддержки, - продолжает Турукин. - При покупке оборудования и товаров она предусматривала 30-процентный возврат от стоимости. Таким образом, мы приобрели лазерный станок, лазерный маркер, что позволило нам оборудовать новый цех лазерной резки и изготовить много изделий, связанных с раскроем. Нам было возвращено 30% от затрат, и надо признать, что это очень приятная мера поддержки.

Кроме того, наш округ признан экономически удаленной территорией в регионе -  что абсолютно справедливо - и для таких городов, как Шатура, разработана еще одна мера поддержки. Правительство Московской области разрешает займ до 5 млн. руб. сроком на три года  под 1%. Он - целевой, поэтому под него требуются залог и ежегодный  отчет по расходованию.

- Вы воспользуетесь этим займом?

- Обязательно! Для того, чтобы реконструировать  второй этаж нашего здания и предложить людям, которые так или иначе связаны с творчеством, необходимые им помещения.


Бизнес единомышленников

- Вы хотите укрепить свой бизнес с помощью арендной платы?

- Наоборот, цену мы снизили, чтобы помочь желающим развивать молодые творческие коллективы. Проще сказать, все мы просто скидываемся на содержание здания, это ни в коем случае не арендный бизнес. Под  крышей нашей фабрики мы собираем единомышленников. Костяк сейчас состоит из ребят, которые занимаются производством изделий из кожи, керамики, дерева, делают мебель, витражи и пр. Это творческий кластер. Но мы подумали, что будет очень скучно, если только пилить деревяшки и работать с кожей. И под слоганом: «Творчество - IT - здоровье» мы придерживаемся определенной концепции: я предоставляю помещения только тем, кто занимается творчеством, высокими технологиями либо красотой и здоровьем.  Поэтому у нас есть фитнес-клуб, две парикмахерские, самые сильные айтишники, видео-, радио-студия, фотошкола с лекторием по истории искусств, мастерские по ремонту компьютерной техники, обработке фанеры. И нашу общую площадку, наше общее рабочее место решили назвать крафт-простанство «Матрешка».

- Когда запланировано окончание ремонта?

- Надеюсь, что через месяц. Здание уже «раскроили» под потенциальных арендаторов.

- Какие уроки вы, как предприниматель, извлекли из пандемии?

- Если хватает сил и средств, надо вести бизнес в двух направлениях: локальном и международном.

- Продукция вашего предприятия связана с туризмом. Надеетесь ли, что  для вашего бизнеса вновь настанут хорошие времена?

- Перед самой пандемией мы заключили предварительное соглашение с туристическими фирмами трех азиатских стран: Вьетнамом, Китаем, Японией. Они были очень заинтересованы нашей мастерской и продукцией, даже предлагали сценарии предстоящих экскурсий (мы ведь этим никогда не занимались). Но все притормозилось, а потенциал есть огромнейший. Люди интересуются новыми направлениями. Надеюсь совместно с фондом «Мещера Первозванная» и  другими предпринимателями  мы разработаем такой маршрут, который будет интересным и качественным.

Обсудить тему

Введите символы с картинки*

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц