Шатура. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 28 мая

ясно+17 °C

Онлайн трансляция

Учитель информатики лицея Дмитрий Мелькин и его удачный педагогический дебют

28 февр. 2018 г., 14:55

Просмотры: 396


Сегодня гость мужского клуба – молодой специалист, учитель информатики Шатурского лицея, победитель конкурса «Педагогический дебют», один из авторов и участников видеопроекта «Баклажан».

- Что заставило молодого парня после школы выбрать профессию учителя?

- Я думаю, осознанно учителями становятся в двух случаях: если это мечта детства или, например, династия. У меня не было ни того, ни другого. После окончания Шатурского лицея я поступил в социально-гуманитарный институт. При этом педагогическое направление не было для меня последним шансом, по баллам я проходил и на другие факультеты. Рассматривал два варианта: бизнес-информатика и факультет информационных технологий (педагогическое направление). Но что такое бизнес-информатика? Непонятно, что с этим дипломом делать дальше. В итоге педагогика оказалась мне ближе. Видимо, это было внутреннее интуитивное решение.

- Какие новые стороны школьной жизни открылись для вас после того, как стали учителем?

- Не так давно я сам сидел за школьной партой. И очень хорошо помню, как учителя нам говорили: «Нам отлично видно, кто списывает, кто чем занимается, кто как сидит». Мы улыбались, смеялись, не верили. А ведь на самом деле, когда оказываешься по ту сторону учительского стола, начинаешь понимать – все ученики видны, как на ладони. А когда проверяешь тетради, прекрасно видишь, что работы списаны, причем списаны из одного источника. Теперь, наверное, я больше понимаю учителей. Понимаю, как это неприятно видеть ученика, который заглядывает в тетрадь соседа.

- И ваша реакция на подобную ситуацию?

- Я ведь сам недавно был таким же, и эти воспоминания не успели выветриться из моей головы. Кое на что закрываю глаза. И, поверьте, так делают все учителя. Но ученик всегда должен помнить - если учитель не делает замечания, то это не значит, что он не видит. Когда ребята чрезмерно наглеют, как и любой нормальный учитель, делаю замечание.

 

- Страшно было идти на первый урок?

- Честно, было страшно. Это была пятница, первое сентября. Ко мне должны были прийти ученики шестых классов. А поскольку на информатике деление на подгруппы происходит только с седьмого класса, они пришли сразу в составе 30-ти человек. Все маленькие, по 11-12 лет. Это было очень волнительно. Но, вопреки ожиданию, все прошло без проблем и нареканий.

-  Дети ведь прекрасно видят – молодой, неопытный. Удалось ли завоевать авторитет у учеников?

- Наверное, это проблема встает перед каждым молодым учителем. Перед началом трудовой деятельности я общался на эту тему с коллегами (не из лицея). Многие из них давали такие советы: сначала надо быть суровым, жестким, требовательным, серьезным, авторитарным, а потом, когда наладишь дисциплину, можно постепенно раскручивать гайки – давать ученику больше свободы. Зная это прекрасно, в итоге я не последовал ни одному из советов и сделал так, как чувствовал. Я не был ни жестким, ни суровым, не нагнетал атмосферу страха – она мне самому неприятна. К тому же, строгий учитель в моем исполнении - это просто смешно. Ведь по жизни я совершенно другой человек. Я требовательный, но вместе с тем вполне демократичный. Не стесняюсь шутить, когда это уместно. Считаю, что разрядить обстановку никогда не помешает. Ну и хочу сказать, что за две четверти на моих уроках не наблюдалось ярких попыток саботировать дисциплину. Уж не знаю, от чего это зависит: то ли я сумел себя правильно подать, то ли дети такие правильные.

- Ваш самый старший класс?

- Одиннадцатый. У нас с ребятами небольшая разница в возрасте, а самое интересное, что с некоторыми из них мы в свое время работали в лицейской телестудии. Я тогда учился в десятом, они в пятом. Когда пришел работать учителем, они очень удивились, потому что вроде совсем недавно были вместе, а теперь оказались по разные стороны. Сейчас они вполне адекватно оценивают ситуацию: я – учитель, они – ученики.

- Говорят, учителей завалили бумагами и отчетами. Вы уже ощутили этот груз?

- Нет, не ощутил. Большая часть бумажной работы в лицее перешла в электронный формат, то есть мы полностью перешли на безбумажное ведение журналов и дневников. Но я считаю, что мне просто повезло с учебным заведением. Общаюсь со своими одногруппниками, из которых примерно треть пошли работать в школы, и хочу сказать, что далеко не везде так радужно.

- Сегодня на зарплату молодого педагога можно прожить?

- Я окончил бакалавриат, имею высшее образование. Но в соответствии с тарификацией Московской области моя зарплата приравнена к зарплате человека со средним специальным образованием. Это не очень большие деньги. Но сейчас учусь в магистратуре, через два года окончу, и зарплата, соответственно, подрастет. Через год, если докажу, что достоин, смогу подать документы на присвоение первой категории. И это тоже повлияет на зарплату.

- Не могу не спросить о вашем проекте «Баклажан». Во-первых, почему такое название?

- Это самый популярный вопрос. Когда мы выбирали название для проекта, я понимал, что оно никак не должно перекликаться с названиями многочисленных шатурских групп. Оно должно быть коротким, емким, запоминающимся. Чисто маркетинговый ход. Были еще варианты: лимон, яблоко, лимонад. Но в итоге сначала рабочим, а потом и постоянным названием проекта стал «Баклажан». Люди спрашивают об этом, интересуются, значит, зацепило - мы попали в точку.

- Сегодня проект заброшен?

- Мне не хотелось бы говорить, что заброшен. Скажем так, заморожен. Это не связано с тем, что я днюю и ночую в школе. Нет, у меня нормальный рабочий график. Но я, действительно, стал больше сил и внимания уделять школе. К тому же, пока у меня нет новых идей и новых проектов, а снимать только ради того, чтобы что-то выложить, я считаю неправильным. Я хочу делать то, за что мне потом не будет стыдно.

- Вы не рассматривали возможность открыть подобный проект в школе? Думаю, ребятам такая работа понравится.

- Считаю, что нет никаких причин, чтобы не попробовать. Я работаю с детьми, с которыми у нас сложились достаточно доверительные отношения, и вижу, чем они интересуются, какие видеоролики смотрят в интернете. И это далеко не всегда то, чем интересуются их учителя и родители. Сегодня, в эпоху видеоблогинга, многие мечтают этим заниматься, а некоторые уже пытаются. И если я могу научить ребят приемам качественной съемки, то почему бы это не сделать? Единственное условие - я буду работать только с теми, кому это действительно интересно. Я не люблю кого-то уговаривать, приказывать, заставлять. Если человек пришел сам и ему это интересно, он будет честно пытаться работать хорошо.

- Чем молодой педагог занимается после уроков?

- Молодой педагог, как и любой молодой человек, смотрит сериалы по вечерам (смеется). На самом деле я, конечно, готовлюсь к урокам. Благо, моя дисциплина – информатика – очень прогрессивный предмет, и авторы учебников, чтобы облегчить жизнь педагогам, делают уже готовые презентации. Но я не из тех людей, кто привык брать готовое. Я беру авторскую презентацию за основу и меняю ее так, как мне нравится. Кроме этого, я сам создаю онлайн викторины, разрабатываю темы, создаю вопросы, которые выводятся на большой экран. Дети со своих телефонов, планшетов, компьютеров заходят на сайт, вводят пин-код игры, и на их мониторах появляются четыре блока вариантов ответов. У них есть 30 секунд на то, чтобы дать правильный ответ. Кто успел первым, тот получает большее количество очков. Это называется элементами геймизации (игры)  в образовании. Детям очень нравится.

- Что вам дал конкурс «Педагогический дебют»?

- Как бы банально это ни звучало, но опыт. Это мой первый год в качестве учителя, и решение об участии в конкурсе было непростым. Я же только начинаю свой путь в этой профессии. Как я буду выглядеть среди других молодых специалистов, у которых один или два года стажа, а не пара месяцев, как у меня? С другой стороны — я ведь не один. Мне помогали готовиться и директор, и завучи, и коллеги. Свой первый в жизни открытый урок я давал именно на "Педагогическом дебюте". Это бесценный опыт. Этот конкурс — отличная площадка для обмена идеями, где каждый может почерпнуть для себя что-то новое, увидеть новые технологии, взять на заметку некоторые приемы. 
А это самое важное — делиться мастерством и взаимодействовать с коллегами, ведь за молодыми специалистами, такими юными, разными и полными вдохновения, будущее наше системы образования.

P.S. Пока материал готовился к выходу, стало известно, что уже сейчас ведется работа над созданием первых роликов новой лицейской студии «ЛИС».

Светлана Волкова