Шатура. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 19 августа

пасмурно+17 °C

Онлайн трансляция

Актер Алексей Баталов снимался в Шатуре в начале 1960-х годов

30 нояб. 2018 г., 10:48

Просмотры: 301


20 ноября исполнилось бы 90 лет одному из самых талантливых и обаятельных актеров нашего кино Алексею Владимировичу Баталову.

Кадр из фильма

За свою долгую творческую жизнь он создал яркие, запоминающиеся образы во многих отечественных фильмах, в числе которых «Дорогой мой человек», «Дело Румянцева», «Бег», «Дама с собачкой», «Звезда пленительного счастья», «Москва слезам не верит» и другие киноленты, получившие высокую оценку на самых престижных кинофестивалях. А вышедшая в 1957 году картина режиссера М. Калатозова «Летят журавли», в которой главные роли исполнили Алексей Баталов и Татьяна Самойлова, был удостоен главного приза международного фестиваля в Канне.

Шатурянам, любителям кинематографа, наверно, будет интересно узнать, что один эпизод кинофильма с участием Алексея Баталова снимался в нашем городе. Было это давно, в начале шестидесятых. А история этого события такова.

В 1962 году на киноэкраны страны вышел фильм «Девять дней одного года», поставленный Михаилом Роммом. Главную роль ученого-атомщика Гусева в нем сыграл Алексей Баталов. Успех фильма был очень большим, его создателям была присуждена Государственная премия. В Шатуре снимался один из эпизодов этого фильма. По сценарию Гусев, получивший во время одного из опытов большую дозу облучения, которая могла оказаться смертельной, решил навестить отца, жившего на отдаленном рудничном поселке. Для съемок понадобилась узкоколейная железная дорога, и «киношники» приехали к нам. В числе их были режиссер Михаил Ромм, Алексей Баталов, а также артисты Николай Сергеев, исполнявший в фильме роль Гусева-старшего, Татьяна Лаврова, Люсьена Овчинникова и другие. В съемках участвовала и паровозная бригада ШТУ - транспортники играли в эпизоде самих себя.

Вот что в свое время рассказал мне один из шатурских «артистов», ветеран войны и труда Николай Петрович Алпатов:

- Я тогда работал на Шатурском торфотранспорте кондуктором. В один из дней нашу бригаду вызвал начальник службы эксплуатации Алексей Петрович Широких и сообщил, что на следующий день нам предстоит отправиться в район улицы Чехова (там проходила узкоколейка) и вместе с паровозом поступить в полное распоряжение съемочной группы. Мы тогда на практике узнали, какой у работников кино тяжелый труд. Съемки небольшого эпизода длились двое суток. Часто режиссера что-то не устраивало, и нужно было все начинать сначала.

Как журналист я тоже присутствовал на съемках и могу подтвердить справедливость слов Николая Петровича. Немало неудобств кинематографистам доставляла холодная погода, работать приходилось при пронизывающем ветре. Вспоминаю, что во время перерывов между съемками женщины подходили к паровозу и грели озябшие руки об его теплые бока. Как видно на снимке, Алексей Баталов, чтобы немного согреться, накинул на плечи плащ...

Кстати, я спросил Николая Петровича, кто из транспортников, кроме него, участвовал в съемках этого эпизода.

- Крайний слева - машинист нашего паровоза Иван Яковлевич Кунышев. Рядом со мной стоит помощник машиниста. К сожалению, фамилию его запамятовал - ведь столько лет прошло...

Приходится, хоть это не очень приятно, отметить, что этот стоивший немалого труда съемочный эпизод в фильм не вошел. Как это нередко бывает, кинематографисты снимали с солидным запасом. Отснятого материала оказалось слишком много, и пришлось пустить в ход ножницы. Жаль, конечно. Правда, в фильме остался гудок нашего, шатурского паровоза...

Абрам ХАЙКИН