Шатура. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 19 сентября

пасмурно+9 °C

Онлайн трансляция

Музей «Коломенский патефон»: от фонографа Эдисона до кассетника

13 июня 2019 г., 9:09

Просмотры: 103


Год назад в подмосковной Коломне открылся музыкальный музей «Коломенский патефон», где можно послушать Леонида Утесова на ретро-патефоне, завести фонограф Эдисона и увидеть необычные модели граммофонов. Корреспонденты РИАМО съездили в музей и узнали, кто придумал первый диктофон, чем первая фирма по производству патефонов похожа на Apple, и когда Коломна была лидером по производству патефонов.

© РИАМО, Александр Манзюк

«Патефонный» музей, в котором можно узнать историю механической музыки, заработал в Коломне на улице Лажечникова в мае прошлого года. Коллекция насчитывает 150 ретро-аппаратов – от музыкальных шкатулок на металлических дисках до фонографов в форме куклы. Экспонаты для музея собирались более 10 лет коломенской семьей. 

«Несколько патефонов остались от дедушки, что-то собирал мой отец, остальное находили по всему миру», – рассказывает директор музея Артем Курюкин.

© РИАМО, Александр Манзюк

У входа в музей установили памятник Коломенскому патефону. Его создал местный мастер по художественной ковке Денис Кольцов. За кованым столиком с патефоном все желающие могут сфотографироваться.

© РИАМО, Александр Манзюк

Первый этаж музея отведен под сувенирный магазин. Здесь можно погрузиться в эпоху ретро – попечатать на машинке, полюбоваться на рекламные плакаты первых музыкальных аппаратов и сделать фото в атмосфере музыкальных салонов начала ХХ века.

© РИАМО, Александр Манзюк

Сами музыкальные аппараты представлены во втором зале. На экскурсии рассказывают, что с 1933 по 1941 годы в Коломне работал завод союзного значения «Коломенский патефон», который местные жители называли «патефонка». Несмотря на то, что сегодня молодые коломенцы о нем не помнят, в советское время Коломна ассоциировалась с патефоном так же, как Тула с пряником, объясняет Артем.

© РИАМО, Александр Манзюк

За основу советского патефона была взята лучшая на тот момент английская модель патефона «His Master’s Voice».

© РИАМО, Александр Манзюк

К 1938 году на коломенском патефонном заводе производили около тысячи патефонов в сутки, а проектная мощность достигала 300 тысяч патефонов в год.

© РИАМО, Музей «Коломенский патефон»

В отличие от патефонных и граммофонных заводов в Ленинграде, Москве, Владимире и других городах СССР, Коломна славилась высоким качеством и была лидером по продажам. Неудивительно, что в 1937 патефоны Коломенского завода красовались на Всемирной выставке в Париже. 

© РИАМО, Александр Манзюк

Когда началась Великая Отечественная война, завод перестал существовать, но вошел в историю советской механической техники. Именно коломенский патефон вместе с Орденом Ленина когда-то вручили Николаю Островскому за роман «Как закалялась сталь», и о нем пел Леонид Утесов с дочерью Эдит в песне «Днем и ночью».

© РИАМО, Александр Манзюк

Несмотря на то, что музей называется «Коломенский патефон», основная экспозиция посвящена не ему, а истории механической музыки. В музее можно увидеть уникальные граммофоны: пляжный компактный вариант, с раструбом, который сворачивается, как веер, карманный граммофон родом из Швейцарии, по форме напоминающий часы, а также патефон фирмы «Пате», советские музыкальные аппараты, пластинки, иглы и даже необычный фонограф в форме куклы.

© РИАМО, Александр Манзюк

Экспозиция выстроена в хронологическом порядке. Начинается коллекция с музыкальных шкатулок на перфорированных дисках - фактически это шарманки. А главный экспонат из 19 века – фонограф Эдисона.

© РИАМО, Александр Манзюк

На экскурсии рассказывают, что идея записать голос американскому телеграфисту Томасу Эдисону пришла случайно в 1877 году – он пытался усовершенствовать мембрану телефона, к которой была припаяна иголочка и он уколол палец. Это навело его на мысль, записать эти колебания на какой-либо носитель. Так он делает фонограф, приобретает патент и авторские права, но не развивает производство музыки.

© РИАМО, Александр Манзюк

Смысл своего изобретения Эдисон видел в том, чтобы записывать «говорящие письма» -  книги для слепых, речи высокопоставленных людей и деятелей культуры, то есть он фактически придумал диктофон. Благодаря фонографу можно услышать голоса Чайковского, Ленина, Толстого и других деятелей культуры, рассказывает экскурсовод.

© РИАМО, Александр Манзюк

В 20-е годы прошлого века Эдисон разработал первые говорящие фонографические куклы, одна из которых представлена в музее. Игрушка поет или проговаривает уже записанные фразы – невиданное для того времени изобретение.

© РИАМО, Александр Манзюк

Конкурент у Эдисона появился быстро, в 1887 году американский изобретатель Эмиль Берлинер представил миру граммофон, который имел диск-матрицу для тиражирования пластинок, что восполнило недостаток звуковых валиков Эдисона.

© РИАМО, Александр Манзюк

Первые пластинки были хрупкими – из стекла и эбонита, затем стали использовать смолу тропических насекомых – шеллак, но не тот, которым красят сегодня ногти, уточняют на экскурсии. На такие пластинки можно было записать всего две песни, и конечно, по тем временам они были дорогие. Для удешевления придумали делать пластинки из шоколада. Правда, прослушать их можно было только два раза, а затем съесть.

© РИАМО, Александр Манзюк

Патефон, которым мы привыкли называть любой механический музыкальный аппарат в чемоданчике, изначально пришел к нам из Франции. Это не обобщенное название, а оригинальная машина братьев Пате, которую они назвали так в честь себя. Отличие от граммофона было в том, что на патефоне «Пате» можно было прослушать только пластинки их же фирмы, то есть Пате сделали тогда, как Apple намного позже. 

Еще одним преимуществом перед граммофоном было то, что Пате заменили стальную иглу на сапфировый шарик, который не тупился со временем и работает на музейных экспонатах до сих пор.

© РИАМО, Александр Манзюк

Слово патефон настолько прижилось, что после революции в советской России так стали называть все портативные граммофоны в чемоданчиках.
Первой в области портативных музыкальных устройств была компания «Декка», которая в 1914 году выпустила граммофон, который в народе назвали trench, так как слушали его в траншеях и окопах во время Первой мировой войны.

© РИАМО, Александр Манзюк

Кроме коломенского патефона, в экспозиции представлены и другие советские модели, но они уже несильно отличаются друг от друга. Дело в том, что с появлением электрической техники патефон теряет популярность, поэтому в конце 50-х годов большинство заводов по их производству закрылись.

© РИАМО, Александр Манзюк

Для желающих полностью погрузиться в эпоху ретро экспозицию музея завершили первыми советскими телевизорами и кассетными магнитофонами. 

Источник: РИАМО, Ольга Швенк

Теги: