Яндекс.Погода

суббота, 26 сентября

ясно+20 °C

Наследие Деревянной Руси

15 июля 2020 г., 12:05

Просмотры: 422


Путешествуя по Мещере, бывает, остановишься перед старой деревянной усадьбой и с удивлением станешь рассматривать причудливые украшения оконных наличников, причелин, подзоров, столбов крыльца, старинные ворота. Постоишь, поразглядываешь – попытаешься разгадать содержание символов и узоров – тех самых ромбиков, сердечек, крестиков, а иногда птичек и даже змей и русалок.

Потом достанешь фотоаппарат – сфотографируешь интересный элемент, часто имеющий сакральный смысл, который должен был обеспечить благополучие жизни хозяев. Иногда выйдут жильцы дома или соседи и спросят – что надо заезжему, объяснишь и, как правило, тебя поймут, а иногда расскажут историю дома и села.
В прежние году катали срубы из местного леса и украшали их чаше не сами хозяева, а специальные мастера, обладающие навыками и инструментом. Далеко за пределами Мещеры славились клепиковские плотники-отходники, а прозвище «Рязань косопузая» с лихим рязанским мужиком, у которого за пояс заткнут топор, известно и сегодня.
Век деревянного дома недолог – в селах Московской и прилегающих Владимирской и Рязанской областей в основном встречаются традиционные деревенские дома послевоенной постройки, более редки те, которым 100 лет, увидеть сохранившийся дом конца XIX века – удача. И дело не только в том, что дерево гниет, а нижние венцы требует периодической замена, дома традиционно периодически перебирали, оставляя лучшие бревна на новое строение кроме того на территории Мещерских заболоченных полесий часты пожары. Впрочем и сегодня кое-где встречаются строения покрытые дранкой – но это безусловно редкость. Кроме того элементы декора могут быть не одного возраста со строением. В настоящее время ряд деревянных элементов, прежде всего наличников выполненных в технике пропильной резьбы постепенно исчезает с фасадов деревенских строений. Дело в том, что за сложными деревянными украшениями необходим уход, периодически их надо снимать, прокрашивать, подновлять. Увы, отток сельского населения в города не прекращается, сельские населенные пункты становятся или не жилыми или дачными. Состав сельского населения также изменяется, даже по традиционным старообрядческим во много замкнутым населенным пунктам последние десятилетия нанесли больший удар, чем трехсотлетняя борьба с официальным православием и период советского безбожия. В любом населенном пункте можно насчитать не один дом с грубо вставленными пластиковыми стеклопакетами и черными следами на фасадах от исчезнувшей резной красоты.
Старые дома, подчас заросшие вытянувшимися кустами сирени, иногда потерявшие обжитый вид и окруженные крапивой, кустами одичавшей смородины и малины, производят большее впечатление, чем подобные строения собранные в музеях деревянного зодчества – «деревяшках». В исторически сложившихся населенных пунктах строения поставлены так, как их задумал изначально человек из соображений функциональности, меры и красоты, с учётом традиции, они находятся в своей родной среде, своей экосистеме. При этом для сохранения преемственности и узнаваемости необходимо сохранение всех элементов окружающей среды – общей планировки населенного пункта, этажности, архитектуры построек включая элементы декора домов, хозяйственных построек, оград и заборов.
Говорить о необходимости сохранении традиционных изб в современных населенных пунктах – дело пустое, это вопрос вкуса, предпочтений и возможностей хозяев, то же касается и декора, за которым ухаживать непросто. В то же время авторам хочется подчеркнуть ценность деревянного кружева русской народной домовой резьбы для грядущих поколений, для воспитания национального самосознания и художественного вкуса и призвать по возможности беречь то, что еще можно сохранить. Как инициатива видится плодотворным и своевременным совместное обсуждение заинтересованными лицами – сотрудниками музеев и визит-центров ООПТ, краеведами, представителями бизнеса и власти возможных мер поддержки хозяев домов, сохраняющих русское «деревянное кружево» на своих фасадах, особенно в населенных пунктах вдоль автодорог, на территориях прилегающих к существующим или создаваемым туристическим маршрутам. Такой подход не только будет высоко оценен потомками, но и может быть рассмотрен как инвестиция в будущее региона. С другой стороны символы народной резьбы, имеющие общие стилистические черты с другими видами прикладного народного искусства, например, вышивкой, могли бы быть широко использованы при декорировании современных товаров и создании стилизаций, в том числе при разработки сувенирной и рекламной продукции.
Авторы уверены, что среди читателей найдутся люди неравнодушные к домовой резьбе, обладающие информацией о мастерах прошлого создававшим сохранившуюся Красоту. Возможно кто-то сам или брат, отец, дядя, дедушка занимался плотницкой работой в населенных пунктах Мещерского края. Просим вас поделиться информацией и связаться с авторами.

Кандидат биологических наук Леонид Белов, член Союза краеведов России