Читай новости Шатуры в Telegram

Сетевое издание "Ленинская Шатура"

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

вторник, 19 октября

ясно+1 °C

Химическая формула любви

05 окт. 2021 г., 10:21

Просмотры: 511


Научить, воспитать, понять – главные её составляющие.

Призвание, дар, талант, предназначение - всех этих слов все равно будет мало, чтобы рассказать о благородном труде учителя. Не одному поколению детей привила любовь к химии Ирина Петровна Сухарцова – педагог рошальского лицея имени В.В. Гусева.

Краткая биография

Ирина Петровна Сухарцова родилась и выросла в Рошале. Окончила в 1979 году химический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. В этом же году пришла работать в рошальскую среднюю школу №3. Имеет опыт работы в различных образовательных учреждениях: детском саду, среднем звене, в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и высшем учебном заведении. В лицее со дня его основания – с 1992 года. Общий педагогический стаж - 42 года.

По самым скромным подсчетам, более 8 тысяч детей под её руководством выводили формулы и делали лабораторные опыты. Предмет особой гордости -  в этом году две ученицы получили 100 баллов по ЕГЭ - беспрецедентный случай в городском округе Шатура!

Впрочем, педагог считает, что это не её заслуга – она лишь направила выпускниц, и, если бы не было каторжного труда девчонок, их способностей, результат мог быть совсем другим. И все-таки, на мой взгляд, в тандеме учитель-ученик первая скрипка за педагогом. От того, как учитель любит свой предмет, как передает свою увлеченность детям, зависит и конечный результат.

По признанию Ирины Петровны, она любит удивлять своих учеников, мотивируя их на изучение химии. «Если я перестану видеть перед собой восторженные глаза, если я перестану им быть интересной как личность, – я уйду из профессии», - заявляет педагог.

Несмотря на огромнейшее число учеников, у Сухарцовой было три классных руководства, так как она 15 лет была завучем. Своих выпускников 1982, 2006 и 2011 годов она до сих пор помнит по именам. Кстати, для ребят, окончивших школу в 2006 году, она написала и издала сборник «Моим ученикам посвящается», где каждому выпускнику адресованы поэтические строчки. А её первые ученики уже привели к ней учиться своих детей и не забывают поздравлять любимую учительницу с праздниками.

Ирина Петровна Сухарцова является Заслуженным работником образования Московской области, за долгий педагогический труд её не раз награждали грамотами и благодарностями, среди них - Почетные грамоты от Министерства образования Российской Федерации, Комитета по народному образованию администрации Московской области, Знак «За заслуги перед городским округом Рошаль». Она лауреат именной премии Губернатора Московской области. В сентябре этого года ей вручили Знак «За заслуги перед городским округом Шатура».

Даниил Коблов
Глава Городского округа Шатура вручает Знак «За заслуги перед городским округом Шатура» И.П. Сухарцовой 

Поговорим по душам

Будни людей педагогических профессий состоят не только из контрольных, сочинений, экзаменов, вразумления нерадивых учеников и поощрения талантов. Это еще и живое общение. Именно оно ведёт к доверию между подростком и учителем. Уже много лет Сухарцова является Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса. Это, по её признанию, тоже знаковая и важная часть её педагогического труда.

Приходят к Ирине Петровне с разными проблемами: конфликт с учениками, учителем и даже с родителями. При этом она, как хороший наставник, умеет найти подход к каждому ребёнку, посоветует, как грамотно выстроить общение со своими одноклассниками, как погасить конфликт в семье. «Дети мне доверяют, - рассказывает она, - и я не могу обмануть их ожидания. Поэтому не жалею ни сил, ни времени, чтобы разобраться в возникшей проблеме, которую стараюсь обсудить с ребенком с разных сторон. Как правило, найти компромисс всегда удается».


«Я не люблю неискренности слов»

Среди множества наград и отличий есть у Ирины Петровны любимые, те, которыми она особо дорожит. Это две медали: медаль Ивана Бунина от Союза писателей России и памятная медаль, которую подарили её ученики «За мужество на пожаре». Эта нестандартная ситуация случилась на уроке, когда начали искрить потолочные лампы, наша героиня не растерялась, отключила питание и быстро вывела класс в коридор.

В понимании многих технарь и написание стихотворений вместе не сочетаются, поэтому я не смогла удержаться от вопроса: «Химик или лирик?».

«В душе я лирик, - не раздумывая ответила она. - Когда мои новые ученики в первый раз слышат мои стихи, они поражаются. Не могут сразу соотнести образ строгой учительницы с душой поэта. Мои произведения, как бы пафосно это ни звучало, помогают им узнать меня лучше и быстрее найти взаимопонимание, без которого в профессии учителя никуда».

Знаковым для себя стихотворением Ирина Сухарцова считает «Люблю – не люблю». «Это мое жизненное кредо, - говорит она. – Моя исповедь!».

Ирина Сухарцова много лет возглавляла литературное сообщество «Вдохновение», публикуясь в одноименном издании и многих других. Свое первое стихотворение она написала в четвертом классе: «За окошком тополь весь в цвету стоит, над землею в небе солнышко блестит…». За эти годы написано много поэтических строк, её перу подвластна и любовная, и гражданская лирика. Создавая свои образы, автор прежде всего честен перед собой. По её образному выражению, «…среди выставленных за событье цен плачу всегда по самой дорогой».


И это всё о ней

О Ирине Петровне можно рассказывать долго и бесконечно, и все равно это будет неполная история - останется еще много недосказанного. Но пусть о ней скажут её выпускники.

«Вы самый лучший педагог, хоть я и плохо понимала ваш предмет, но, поверьте, я очень старалась. Ваши уроки были самыми лучшими. Вы такой добрый и светлый человек, Вас так интересно слушать. Мне будет очень сильно не хватать Вас и ваших уроков».

«За те годы, что мы провели с вами вместе, я успела понять, насколько Вы талантливый учитель, насколько Вы отдаетесь своему делу. Вы уделяли внимание каждому и всегда стремились узнать нас как личность... От Вас веет удивительной душевной теплотой и добром. Именно Ваши душевность и искренность позволит мне вспоминать родной лицей самыми теплыми словами. Меня всегда поражала ваша разносторонность. Я очень рада, что мне выпала возможность услышать Ваши стихотворения и тем самым приблизиться к вашему внутреннему миру и узнать Вас чуточку лучше».

«Вы требовательный учитель. Это, несомненно, является положительной чертой, ведь от этого качество знаний ученика явно хуже не будет. Ваши стихи – это что-то… Когда у нас был час литературы с Вами, я был поражен, что скрывается под маской учителя – общительный, богатый духовно, добрый и приятный человек».

«Увы, с химией я так и не сдружилась, но зато я навсегда запомню то, как вы подавали свой предмет. Как смотрели в наши глаза и могли понять, кто готов к уроку, а кто халтурит».

«Вы замечательный человек. Я действительно уважаю Вас за искренность не только в душе, но и в глазах. Вы остаетесь счастливой на работе, даже если день выдался тяжелым. Что самое главное - Вы всегда рады помочь».

«Я искренне думаю, что Вы необыкновенный человек, в Вас сочетается множество прекрасных черт: доброта, широкий кругозор, интеллект. Благодарю за все, Учитель!»

P.SИ тут, как говорится, не прибавить и не убавить. Искренние слова бывших учеников дорогого стоят!

Олеся Комарова

Обсудить тему

Введите символы с картинки*