Читай новости Шатуры в Telegram

Сетевое издание "Ленинская Шатура"

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

понедельник, 6 декабря

пасмурно-4 °C

Наталья Клюкина: Задача родителей – понять, каков их ребенок, что именно принесет ему больше пользы

03 нояб. 2021 г., 15:45

Просмотры: 669


Мы снова отправлены на вынужденные каникулы, которые многие метко называют ковикулами. И воле-неволей, опираясь на прошлый опыт, задаемся вопросом: а ограничится ли дело десятью днями или мы снова на долгие месяцы уйдем на удаленку. Для школьников такое развитие событий будет означать дистанционку, о которой большинство детей, родителей и учителей даже вспоминать не хотят.

Но есть среди шатурян те, кто устроил своему ребенку школу на дистанте добровольно, осознанно и даже до того, как к этому нас всех принудил коронавирус. Речь о семейном (домашнем) обучении, которое хоть и является пока для нас редкой и непонятной формой получения среднего образования, но собирает в свои ряды все новых поклонников.

Среди родителей, которые предложили своим детям грызть гранит науки дома, директор Комплексного молодежного центра Наталья Клюкина. Поговорили с Натальей о плюсах и минусах учебы дома.

Маруся Клюкина учится в пятом классе, и уже второй год – из дома. Как того требует законодательство, девочка прикреплена к общеобразовательной школе. Родители выбрали для нее одну из школ Санкт-Петербурга, забрав документы из Рошальского лицея.

У Маши есть личный кабинет на сайте школы, где ей доступны все необходимые учебные материалы: электронные учебники, видеоуроки, дополнительные материалы для изучения. Там же она выполняет домашние задания, пишет контрольные работы, сдает тесты.

Когда заниматься математикой, а когда литературой, сколько времени потратить на тот или иной предмет, во сколько сесть за занятия и во сколько закончить – решает сама ученица и ее родители.

Наталья, почему Вы перевели дочь на семейное образование?

- Мы живем в такое время, быстрое, турбулентное, когда все очень быстро меняется, когда поток информации, который мы получаем ежеминутно, настолько огромен, что нужен специальный навык, чтобы успевать за жизнью. Наши дети, вероятно, повзрослев, окажутся в еще более быстром потоке. С другой стороны, сегодня время индивидуальностей. Чем лучше ты понимаешь себя, тем более полно можешь раскрыть свои таланты, стать не просто успешным достигатором целей, а по-настоящему счастливым человеком, цельной личностью. А институт массового образования, как и все огромные структуры, не так-то просто изменить, а еще сложнее – настроить на индивидуальную работу с каждым.

Невозможно себе представить школу, в которой даже меню в столовой учитывает пищевые предпочтения, особенности здоровья каждого ученика. Что уж говорить об образовательных программах, скорости учебы, интенсивности, глубины. Массовое на то и массовое, чтобы быть усредненным.

Но хочу подчеркнуть, что все вышеперечисленное – не есть плохо. Массовое образование – одно из достижений человеческой цивилизации. Когда доступ к знаниям открыт всем – это здорово и правильно. И очень многим в школе замечательно.

Помимо того, что дети получают знания, они проходят и все этапы социализации, вырабатывают огромное количество навыков и черт характера, которые пойдут им на пользу в будущем.

В конце концов, самые крепкие дружеские отношения очень часто рождаются за школьной партой. Поэтому я не хочу ни в коем случае заклеймить школу и отвратить от нее.

Так почему же тогда?

- Я стараюсь быть осознанным родителем, воспитывать не столько ребенка, сколько себя. И я просто увидела, что конкретной девочке Марусе Клюкиной будет лучше не в школе. Она уже цельная личность, наполненный сосуд, со своим миром внутри. И для нас важно этот сосуд не расплескать.

У дочери есть сложившийся круг интересов: это музыка, программирование, увлечение лошадьми. Это те вещи, которые доставляют ей удовольствие, вдохновляют и делают лучше. Это ее точки духовного роста. И нам, родителям, важно поддержать ее в этих увлечениях, по мере сил помочь, создать возможности заниматься этими вещами.

Одной из мер стал уход от традиционного школьного образования. Мы просто расчистили пространство, решив на семейном совете, что такой вектор развития нашего ребенка станет эффективнее.

Понимаете, даже самая усердная работа в неверном направлении не ведет к счастью, в то время как даже легкое движение в верном направлении ведет к более полному и яркому раскрытию личности.

Есть ли такая вероятность, что при каких-то обстоятельствах Маша вернется в обычную школу?

 - Мы не сожгли мосты, уходили из Рошальского лицея, ни с кем не ссорясь и не исключая ничего. Если Маруся перестанет справляться, возможно, придется вернуться к традиционной школе. Пока она справляется. На самом видном месте дома висит расписание, составленное с учетом программы и пожеланий дочери. Она вполне ответственно следует этому графику. Прошлый учебный год она окончила на пятерки.

По каким признакам родители могут понять, что, может быть, ребенку лучше уйти из школы?

- Я бы не хотела быть советчиком. Но мне кажется, нужно внимательно присматриваться к ребенку. Если он постоянно болеет – возможно, это психо-соматические явления. Может быть, не нужно без конца лечить горло или желудок, а лучше попытаться поговорить по душам. Если ребенок приходит из школы и буквально падает от усталости – задайте себе вопрос, почему так происходит. Если он в постоянном конфликте со сверстниками и учителями – это тоже достойно внимательного размышления о причинах.

А если ребенок успевает и на уроки, и заняться своими делами, и погулять, и в телефоне зависнуть, если у него есть энергия на все, он дружит с одноклассниками, участвует в какой-то школьной движухе, то все в порядке. При этом не обязательно, что он такой весь отличник, безупречный и беспроблемный. Он, может, и троечник, который иногда с кем-то конфликтует, чем-то недоволен, им кто-то недоволен. Но если при этом в целом его эмоциональный фон позитивен, то и не надо трогать, пусть учится в школе. Значит, так ему хорошо.

Задача родителей – понять, каков их ребенок, что именно принесет ему больше пользы, что поможет раскрыться личности и приведет к счастью. И даже если окажется, что это не очевидный путь, не самая проторенная дорожка, надо помочь ему пройти именно по ней.

Екатерина Шагаева

Обсудить тему

Введите символы с картинки*