03 сент. 2020 г., 10:22
Просмотры: 273
Шатурская ГРЭС
- Расскажите нашим читателям, для чего был создан ваша служба?
- Есть электростанция, у которой есть свои выгоды и прибыли, а есть затраты. Все что в остатке — это наша эффективность. Проще говоря, чем больше выгоды получает предприятие и чем меньше его затраты на производство, тем работа считается эффективнее. Деятельность службы направлена на то, чтобы взаимодействовать с коллективами таким образом, чтобы эта цель – эффективная работа при минимуме затрат - была достигнута.
Помогают решать эти задачи инструменты «бережливого производства» и «6 Сигм». Практикой нескольких лет эти инструменты адаптированы для нашей компании. Мы даем сотрудникам необходимые знания по данным инструментам, методично направляем.
Это непростой труд, лучшая награда за который - если проект или инициатива дает положительные результаты. Я считаю, и это правильно, успех, в первую очередь, — это заслуга тех людей, которые работают в цехе.
- Как проходит ваш рабочий день?
- По-разному, к сожалению или, наоборот, к счастью, у нас нет однотипной работы. Например, на этой неделе занимаемся расчетом экономического эффекта по нескольким проектам, а вся предыдущая неделя была занята подготовкой материалов тренингов по операционной эффективности. Как я уже говорил, несколько лет нарабатывалась практика применения инструментов повышения эффективности, а теперь, согласно новой стратегии в области эффективности, необходимо научить этой практике всех работников.
- Чему вы обучаете людей?
- Разным инструментам, к примеру, какие виды потерь в нашей текущей деятельности и как с ними бороться.
Приведу пример. Бывает и такое, что, выполняя ремонт, работник тратит на поиск инструмента до 20% времени всего ремонта. Этот вид потери мы называем «излишнее перемещение». Помогает решить эту проблему – система рационализации и организации рабочего места «6С». Основной принцип этой системы – размещение инструмента без потерь на его поиск, как у хорошей хозяйки на кухне – все по полочкам.
«6С» - базовый инструмент. Есть и другие, более сложные.
Стоит отметить, что мало просто рассказать, необходимо отработать на практике.
Только через практику получается внедрение нового принципа в производственную культуру, и это требует от нас большего ресурса и подготовки.
- Как вы понимаете, насколько инструменты ОЭ прижились на производстве?
- Нельзя однозначно ответить, становится понятно только через время.
Вообще реакция сотрудников на новшества и изменения всегда циклична, меняется от пессимизма к оптимизму и наоборот. Вначале, после обучения, реакция положительна. Первая волна пессимизма возникает, когда возникают первые трудности. На этом этапе работник всегда может в ответ сказать, что за долгие годы работы его все устраивало, зачем что-то менять.
Наше дело – показать на практике, что от инструмента действительно есть польза, обеспечить внимание и поддержку, иногда проконтролировать.
Таким образом понять, что успешное изменение произошло возможно только после нескольких подобных циклов.
- Что самое сложное в вашей работе?
- Одно из сложных направлений, в текущий момент -повышение производительности труда. Здесь тоже два основных метода (инструмента). Есть аналитический: расчет и оценка производительности труда, сравнение загрузки сотрудников по кварталам,
на основе документов и информационных систем.
Второй инструмент более сложный, но боле наглядный – наблюдение. Можно прийти на рабочее место и построить карту производственного процесса, чтобы оценить трудозатраты по факту, а также увидеть все изъяны: где человек допускает, к примеру, излишние перемещения, или применяются недостаточно производительные инструменты.
Если, например, анализ показывает, что в первом квартале бригада не полностью загружена, а в четвертом – перегружена, это тоже экономические потери для станции.
Этот баланс можно наладить с помощью более четкого планирования. Ремонтным подразделениям не всегда хватает времени, чтобы увидеть эти потери.
Так что основная сложность нашей службы - аргументировано показать и доказать, что эти потери – наш дополнительный потенциал к улучшению.
- Какие еще направления можно отнести к вашей работе?
- Еще одно важнейшее направление – топливная эффективность. Бывают моменты, когда при одних и тех же условиях выдали одну и ту же мощность, но в одном случае расход топлива высокий, в другом низкий. На помощь приходят инструменты статистического анализа параметров блока, соблюдения их нормативных значений.
Удерживая параметры в оптимальных значениях, идет существенная экономия топлива. Вышли из оптимального диапазона, соответственно, топливо пережгли. А топливо – это одна из крупных составляющих структуры себестоимости на станции.
Называется этот инструмент «Контрольная карта». Инструмент применяется в операционной эффективности крупных мировых компаний, а теперь и у нас - с ноября 2019 года.
- Делитесь ли вы опытом с коллегами других электростанций?
- Конечно. Службы операционной эффективности существуют в четырех филиалах из пяти, входящих в компанию ЮНИПРО. На одной из станций лучше идет одно направление, на другой – другое. Например, на Сургутской ГРЭС большое внимание уделяют повышению производительности труда и применению инноваций и современных материалов, которые дешевле в применении, но при этом более надежные. Березовская ГРЭС раньше всех начала организацию обходов руководства, у нас это называется «Выход в Гемба» и заключается в проведении руководством наблюдений непосредственно на рабочем месте, с анализом потерь, разработкой идей по улучшению.
Мы в Шатуре чуть дальше всех шагнули по применению инструмента «Контрольные карты».
Обмен полезными практиками происходит через портал, где фиксируются все оптимизационные инициативы филиалов и можно онлайн посмотреть всю необходимую информацию о проектах на любом филиале. Система оптимизационных инициатив — это ключевой инструмент операционной эффективности и платформа обмена опытом.
- Подводились ли итоги вашей работы за пять лет?
- Да, ежегодно подводятся итоги на филиале. Лучших не назову, так как все циклично: в конкретный период есть лучшие участки и авторы инициатив, но потом пальма первенства переходит к другому.
Если в целом, то в компании сейчас идет переход от локальных проектов к целой системе. Конечная цель нашей работы – максимально растворить принципы и подходы операционной эффективности в текущей деятельности компании, встроить эффективную работу в ДНК компании. На ее достижение, наверное, сейчас сконцентрированы все усилия.