Читай новости Шатуры в Telegram

Сетевое издание "Ленинская Шатура"

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

пятница, 9 декабря

пасмурно-5 °C

В России 4 ноября празднуют День народного единства

04 нояб. 2021 г., 8:45

Просмотры: 689


Ноябрьский праздник настолько прочно вошел в нашу жизнь, что как бы его не переименовывали, какой бы смысл в него не вкладывали, но он по-прежнему остается родным и любимым. В День народного единства не лишне напомнить, что Россия – страна многонациональная. На протяжении веков в нее вливались разные народы со своим языком и традициями. На территории Московской области проживает более 140 национальностей и народностей. В нашем городском округе, по данным миграционной службы, зарегистрировано более семи тысяч человек различных национальностей: украинцы, белорусы, армяне, аварцы, чеченцы, узбеки, таджики и представители других народов. Как им живется в России, стала ли Россия для них второй Родиной?

Давайте знакомиться

Эту женщину с косой, в тюбетейке, в расшитом костюме, мы заприметили на празднике национальных блюд, который проходил в День городского округа Шатура на площадке в Дмитровском Погосте.

Знакомьтесь, это Сарыгуль Омирбекова. Она живет в поселке Радовицкий, работает в местном ДК. И недавно мы побывали у нее в гостях.

Родилась и выросла она в городе Шуманай, что в Каракалпакстане - автономии в составе Узбекистана. Жители Каракалпакии имеют свой отличный от узбекского язык. Так что по национальности Сарыгуль – каракалпачка. Семья жила в своем доме, где хлеб пекли в тандыре, где на крохотном участке земли росли медовые дыни, сочные арбузы, виноград и персики. Родители работали и при этом держали корову, барашков, домашнюю птицу. В семье было девять детей. Многодетность традиционна для восточных народов.

В Россию, а тогда еще в СССР, она приехала в 1985 году учиться в Орехово-Зуевском индустриальном техникуме. По словам Сарыгуль, на учебе в России настояли ее родители. Они хотели освободить ее от ежегодной тяжелейшей работы на уборке хлопка. Ежегодно школьники, начиная с шестого класса, и студенты обязаны несколько месяцев отрабатывать на уборке хлопка. Эта работа сильно подорвала здоровье девочки. Русского языка тогда она практически не знала, и изучать его приходилось по ходу учебы в техникуме.

Тогда же она познакомилась с парнем из Таджикистана, и после окончания техникума уехала с ним по распределению в Нижний Тагил. Когда родился первенец, Сарыгуль с сыном отправилась к родителям, а муж - на заработки в Москву. К сожалению, их любовь не выдержала испытания разлукой, и они расстались. Второй раз она вышла замуж за каракалпака, который работал в Радовицком ДОЗе, он и привез Сарыгуль в наш поселок в 1993 году. Здесь и родился второй сын.

Моя неласковая Русь…

В девяностые годы, когда распался союз, начались беспорядки в восточных республиках на национальной почве и гонения на русских. Ответную реакцию почувствовали на себе и Омирбековы. Нет, их из поселка никто не гнал, но отношение людей было настороженным, а подчас и грубым, обидным. Сарыгуль вспоминает, что сыновья часто дрались в школе, потому что их дразнили и задирали. Она старалась успокоить мальчишек и внушала, чтобы они не отвечали грубостью. Но дети плохо понимали почему к ним так относятся, чем они не такие, как остальные?

«Однажды Аман, когда учился еще в младших классах, пришел из школы и спросил: а почему многие наши ребята носят крестики, а я нет? И кто моя крестная?» - рассказывает Сарыгуль. Вопрос религии очень деликатный, но принципиальный. Собственно вероисповедание и лежит в основе многих культурных традиций и жизненных принципов народов. Семья Сарыгуль – мусульманская и обряды она старается соблюдать, правда не всегда получается. Постится, но вот молиться пять раз в день не может, ведь она работает в светском учреждении. Но к религиозным традициям русского народа относится с уважением. Она считает, что в наших религиях немало общих смыслов – нельзя воровать и убивать, надо помогать бедным и почитать старших, и даже земные поклоны при молитве у нас очень похожи.

Традиции

Когда мы приехали, Сарыгуль хлопотала на маленькой кухне – раскатывала слоеное тесто для хлеба, который называется патер. Свободного места больше не было и настоящий узбекский плов готовился на соседской кухне. А на столе - хворост и маленькие булочки – баурсаки. Плов она подала к столу горкой на блюде. Традиционно его едят руками, но для нас она положила ложки. А еще был какой-то удивительный чай с молоком – кара-щай, куда добавляли жареное пшено. Чай мы пили из пиал, в которые наливают совсем немного и постоянно подливают. К чаю подаются леденцы из сахара и виноградного сока. Такого приема мы, конечно, не ожидали и очень удивились. Но Сарыгуль ответила, что так всегда встречают гостей у нее на родине. Это традиция, от которой она не отступает даже спустя многие годы жизни в России.

Живет Сарыгуль скромно, вместе со снохой в бараке, предназначенном под снос. На диване - лоскутное покрывало, которое сшила сама. Кстати, шить умеет каждая каракалпакская девушка на выданье. А еще обязательно должна уметь готовить. Этому девочек учат с детства. Свой национальный костюм – жакт шапан и тюбетейку с красной кисточкой - она бережет и одевает по праздникам. Кстати, национальные костюмы у каракалпаков есть в каждой семье, отличаются цветом у мужчин и женщин.

Здесь мой дом

Сыновья Сарыгуль выросли уже в России. Старший женился на девушке своей национальности, он работает на стройках в Москве. Младший окончил в Радовицком школу, затем институт и работает тоже в столице. Годы жизни в России не смогли изгладить из памяти воспоминаний о своем доме и родных. Жаль только навещать их получается редко.

Россию Сарыгуль давно считает свой второй Родиной. Она хорошо знает наши традиции и с уважением к ним относится. Научилась варить борщ и мясную солянку, печь блины и даже красить яйца на православную Пасху. Вместе с другими работниками Радовицкого ДК активно участвует в подготовке праздников. Здесь ее давно полюбили и ценят за доброту и мягкость характера, за трудолюбие и, конечно, за самобытность. Кстати, имя Сарыгуль переводится на русский язык как Желтый цветок.

DSC_2223.JPG

Александра Арефьева

Обсудить тему

Введите символы с картинки*

Самое читаемое